ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, в настоящее время не существует общепризнанного способа обучения магии, однозначно доказавшего свою эффективность и подходящего для работы с КАЖДЫМ желающим учиться (а ведь они очень разные в силу причин, приведших их к желанию осваивать это искусство). Скорее всего, создание такой методики попросту невозможно по причине того, что магия сочетает в себе свойства как науки (обучить которой можно - такой опыт у технологической цивилизации весьма богат и методы давно наработаны, хотя и к ним есть достаточное количество нареканий, так как основаны они в основном на "обезьянничаньи" - простом запоминании теорий, стандартных методик решения типовых задач и коллекционировании некоторого набора практических навыков) так и искусства (а вот этому надежных способов обучения нет - слишком велика субъективная зависимость от накопленного обучающимся собственного опыта и от опыта, таланта и взглядов учителя: недаром в среде гуманитариев существуют зачастую противопоставляемые одна другой Школы, основанные на опыте и методиках конкретных учителей, и прекращающие свое существование после смерти своих основателей). И нельзя забывать, что эти два способа постижения мира требуют для своей реализации и различных способностей: для науки требуется умение отсекать лишнее, выделяя главное для начала его анализа, а для искусства - умение в точности запоминать максимально большой объем разноплановой информации - а эти качества нередко не могут совместиться в одном индивидууме - почему и много в магии колдунов и теоретиков, но мало собственно магов, успешно сочетающих в себе оба эти качества. И к тому же у всех существующих сейчас методик обучения есть одна очень крупная проблема: они, давая худо-бедно знания и навыки, практически не учат независимо (оригинально) мыслить и вести самостоятельные исследования. И в силу действия этого, у "примерного" ученика творческие способности, без которых решение нестандартных проблем представляется невозможным (а в магии практически все проблемы - нестандартные) не только не развиваются, а наоборот - гаснут, задавливаемые все возрастающим грузом правил, законов и ограничений, накапливаемым им по мере своего обучения. Да это и неудивительно, ибо основная задача существующего механизма обучения - сформировать ПОЛЕЗНОГО ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА (т.е. в основном исполнителя), а отнюдь не ЛИЧНОСТЬ, способную на независимое и самостоятельное существование в любой среде. И естественно, знания и навыки, необходимые для самостоятельного существования, в корне противоречат логике жизни в социуме, где главная задача - выживание и развитие вида, а отнюдь не его единицы. И сформированные в век интенсивного развития технологии и перенаселения социальные СИСТЕМЫ (ориентированные на схему разделения труда и взаимозависимость всех и каждого) теперь уже целенаправленно формируют в процессе обучения навыки СОЦИАЛЬНОСТИ, а не САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, так как такая своенравная "штучная продукция" слишком дорога для социума как в своем создании, так и в содержании. А при освоении искусства магии эти навыки самостоятельности и независимости, исследовательского творческого мышления, практически не прививаемые современным социумом (может быть даже и специально - ведь несамостоятельными легче управлять), становятся важнейшими - ибо по самой своей сути магия - индивидуальное искусство и может быть освоена только самостоятельно и все надежды на Школу, Учителя или Традицию вряд ли могут быть оправданы - данные институты (если удается-таки их найти и в них попасть - а это отдельная проблема) являются лишь первым шагом, после совершения которого магу обязательно придется работать самостоятельно, ставя и решая зачастую не отраженные ни в каком учебном курсе проблемы и творчески совершенствуя себя и свои знания и умения. Кроме того, не стоит забывать, что указанные "институты магического образования" отнюдь не так многочисленны и опытны, как хотелось бы многим начинающим, да и нередко они страдают теми же самыми проблемами, что и "общеобразовательные" (включая и проблемы взаимодействия мини-социума с конкретным человеком), а теория, ими преподаваемая, может оказаться в силу субъективности магического искусства весьма неоднозначна, и, нередко - неприменима для конкретного адепта. Также не стоит забывать и о возможности пустой траты времени, сил и средств в случае попадания в организацию, основной задачей которой является не обучение адепта магии, а зарабатывание на нем денег под видом этого обучения (а способы сделать это бывают самые разные, в том числе и магические), либо вообще преследующую некие свои интересы...
Вот и приходится, благодаря самым разным причинам, многим, желающим освоить магию, делать это самостоятельно - а на этом пути проблем может быть весьма немало. И чтобы этих проблем стало для кого-нибудь хоть немного меньше, а острота оставшихся несколько поубавилась, и появилась данная статья, основанная на собственном конкретном опыте автора и основанных на нем размышлениях.
МЕТОД ОСВОЕНИЯ
Предлагаемая ниже последовательность действий, основана не только на собственном мнении и опыте автора, но и содержит элементы методик, заимствованных из различных организаций, так или иначе связанных с обучением "нестандартным" способностям. Основная причина именно такой последовательности освоения заключается в возможности более-менее результативного и, главное, безопасного (если не сильно отступать от этой последовательности и отрабатывать ВСЕ предложенное, ничего не пропуская и не забегая вперед - а любые дополнения, кстати, приветствуются) освоения магии САМОСТОЯТЕЛЬНО или в группе единомышленников и близких друзей (а не просто знакомых, учтите это - должно быть полное доверие друг к другу и взаимопонимание между всеми членами этой группы). Хочется отметить, что здесь излагаются не собственно техники или теории, а лишь ссылки на них - а конкретные материалы читателю придется искать самостоятельно, причем крайне желательно иметь несколько (не менее трех-пяти) различных описаний для каждой из них - так вы не только сможете выбрать то, которое вам более "по душе", но и будете учиться сравнивать различный материал на одну и ту же тему - и таким образом будет тренироваться ваша способность к самостоятельному мышлению и закладываться фундамент вашей собственной теории магии, ибо заимствованными теориями можно пользоваться либо до определенного предела, либо теряя свою "первоначальную суть" и заменяя ее иной, требующейся для той или иной теории (такое, конечно, нередко практикуется и дает хорошие результаты, но неприемлемо для тех, кто хочет сохранить самого себя в неизменности, либо строить себя лишь согласно своему собственному желанию, а не под влиянием какой-либо иной внешней воли). Такой метод, предполагающий не только поиск, но и самостоятельное создание практик на основе комбинации сведений из самостоятельно найденных теорий, и хоть и является более трудоемким (а почему, собственно, обучение магии должно быть легким?), но взят за основу обучения далеко "не просто так", а именно в силу следующих причин: А) предоставление одной более-менее хорошо проработанной теории практически всегда вызывает ее простое запоминание, без возникновения попыток поиска других и их сравнения между собой; нередко встречается также и ситуация фанатичного отстаивания усвоенной теории как единственно верной (а это часто является причиной магических боев) - в итоге, потенциал самостоятельного мышления обучающегося не повышается (или даже снижается). Соответственно, непредоставление подобного явно вызывает необходимость не только искать, но и изучать и комбинировать найденное в целях выполнения требуемого действия. Б) предоставление нескольких теорий, более полно (и разнообразно) описывающих некоторые магические традиции, практически всегда обеспечивает привязку обучающегося именно и только к ним (ибо зачем искать новое, если можно пользоваться уже известным?), что впоследствии вызывает колоссальные трудности при необходимости освоения нового и зачастую не позволяет осваивать "нестандартные" практики, данными теориями не упомянутые (и, соответственно, воспринимаемые как "невозможные" или "недопустимые"). Самостоятельный же подбор теорий и выбор из них "лучших" или "более применимых" в намного лучшей степени развивает аналитические способности и всегда оставляет открытой возможность для постоянного пополнения собственных знаний. В) если предоставлять обучающемуся в одном и том же источнике как теорию, так и практики, то большинство обучающихся в силу действия инерции от социальных способов обучения зачастую будут просто "проглядывать" (либо заучивать) теорию и "отрабатывать" практики, стремясь "пройти курс обучения" как можно быстрее (например, чтобы иметь возможность считать себя не учеником, а уже специалистом, способным даже учить других) что даст, как правило, нулевой результат как во владении "пройденным" (ибо не пропущенные "через себя" знания и навыки быстро улетучиваются), так и в развитии навыков самостоятельности мышления и самообучении, т.е. максимум, чего сможет достичь обучавшийся - уровень мага - который с течением времени с высокой вероятностью будет не расти, а снижаться. Предлагаемая же здесь логика "целеуказания" неминуемо заставит не только изучать найденные теории, но и глубоко прорабатывать обнаруженные практики с целью определения "действующего механизма" для возможности его модернизации и применения в достижении поставленной цели - а данный механизм, если его удается инициировать, уже не может быть остановлен и окажется первопричиной дальнейшего и постоянного развития магика. Г) изучающий магию лишь для получения конкретного результата чаще всего обращает внимание лишь на практики, почти всегда пропуская "лишнюю" теорию, вроде бы особо и не требующуюся для его цели - соответственно, в этом случае предельный уровень, могущий быть достигнут обучающимся - уровень колдуна. Кроме того, так может оказаться пропущена и важнейшая (с точки зрения порождения последствий от деяния) часть информации. Поиск же теорий и практик и генерация на их основе требуемого однозначно обеспечит выход с уровня "простого воспроизведения", присущего колдунам, на более высокий. Д) формирование навыков поиска, сбора, сопоставления и анализа информации с самого начала обеспечит резкий рост исследовательского потенциала наряду с достаточным развитием навыков аналитического и критического мышления - а это необходимо для формирования самостоятельной практики и разработки собственных теорий, ибо мир постоянно меняется и ранее найденные магические знания зачастую устаревают еще до момента окончания их освоения. Е) необходимость поиска, подбора подходящих и сравнения нескольких подобных теорий и практик, зачастую обильно "сдобренных" идеологией (чаще всего религиозно-ориентированной, требующей ВЕРЫ в истинность ИМЕННО ЭТОГО "Великого Учения" и отрицания иных как "менее истинных"), обеспечит возможность формирования навыков выделения СУТИ излагаемого (действующей схемы, принципиальной методики) из зачастую весьма пространных и сильно идеологизированных (для достижения самых разных, и, как правило, совершенно не относящихся к задаче обучения магии целей) источников. Данный навык, сформированный на собственном конретном опыте анализа подобных материалов, позволит не только "отделить зерна от плевел", но и осознать реальные (а не декларируемые) цели, значение и место идеологии при обучении вообще и обучении магии в частности, что способно существенно облегчить жизнь магика в дальнейшем путем сохранения чистоты восприятия нового (а не зашоренности под действием идеологически навязанной схемы восприятия).
И, естественно, стоит учитывать, что освоение всего материала займет у вас далеко не один год (и хорошо, если не несколько десятков лет); кроме того, материал изложен в последовательности, движение по которой постепенно наращивает возможности магика, почему в процессе его освоения и оказывается возможным остановка практически на каждом из уровней - действительно, ведь не каждому может захотеться стараться еще и еще, если уже можно пользоваться всем, с его точки зрения, необходимым. Да и способности у людей разные - и разным людям может потребоваться сильно различные сроки для освоения одного и того же (стоит обратить внимание, что нет принципиальных ограничений на развитие, в наращивании ваших возможностей все зависит только от вас). Ну а если кто-либо захочет потом когда-нибудь продолжить после такой остановки свое развитие - он всегда сможет это сделать... Многие, кстати, нередко останавливаются по самым разным причинам на каком-либо определенном ими самими уровене сил и знаний - и это вполне соответствует утверждению "каждому - свое", ибо магия - субъективное, и, следовательно, сугубо индивидуальное искусство, и поэтому только сам магик вправе решать, надо ли ему останавливаться и если надо, то где именно. Перед началом изложения последовательности действий для освоения магии отдельно следует обратить внимание на "обратную связь", позволяющую контролировать успешность продвижения по данной последовательности. Этот контроль основан в первую очередь на рациональной, неэмоциональной и беспристрастной оценке собственных действий и анализе полученных впечатлений - самолюбование, чрезмерные ожидания и прочее подобное способно только ввести в заблуждение, тем более глубокое, чем больше эмоциональности и нетерпения присутствует. Не бойтесь сказать себе, что что-то у вас не получается и не стоит унывать по этому поводу - вам некуда спешить, вам не перед кем отчитываться (еще раз хочется обратить внимание на соблюдение тайны в процессе освоения магии), и поэтому если вы будете и дальше пробовать, изменяя себя или подбирая несколько иные техники - у вас все непременно получится. Можно особо не очень торопиться делать что-либо, но никогда нельзя упускать возможность подумать как прежде, чем делать, так и после завершения деяния. И главное - старайтесь осваивать ВСЕ самостоятельно, без обращения к сторонней помощи со стороны различных курсов или других магиков - так изучаемое не только будет понято и освоено вами лучше и вы будете постоянно развивать необходимую магику способность все время учиться самостоятельно, но и очень многих проблем удастся избежать. В некоторых случаях сходить на те или иные "мероприятия" можно, но только ПОСЛЕ вашего собственного освоения того, на тему чего эти мероприятия проводятся - делайте это просто для сравнения с уже имеющимся вашим собственным опытом. И если вы попали-таки на это мероприятие, ни в коем случае не позволяйте заставить вас делать что-либо, вами не желательное, на основе предлагаемой там идеологии - это намного опаснее элементарного манипулирования, ибо может обеспечить создание какой-либо зависимости, необходимой инициаторам данного мероприятия, а вам совершенно лишней. Ну и естественно, помните, пожалуйста о собственной безопасности при занятиях магией - и в первую очередь о социальной безопасности: во многих местах информация о том, что вы интересуетесь или даже занимаетесь магией может вызвать крайне неблагоприятную (вплоть до агрессивной) социальную реакцию, направленную против вас - и посему лучше никогда не афишировать свои занятия магией ни перед кем, в том числе и перед своим родными, близкими и друзьями в случае, если они данный интерес не разделяют или могут "неправильно понять". Вообще, постарайтесь быть крайне осторожны в контактах с окружающими на эту тему (и помните - вы изучаете магию ДЛЯ СЕБЯ, а не для окружающих, почему и однозначно стоит воздерживаться от присущего начинающим желания "просвещать" в этом вопросе всех и каждого "словом и делом" - помните, что вы хотите стать магиком, а не учителем или миссионером); лучше постепенно осваивайте навыки "двойной жизни" - они вам однозначно пригодятся в любом случае.
|