С таких же позиций нередко рассматриваются и сами практикующие маги: сплошь и рядом встречаются персоны, утверждающие во всеуслышание (в том числе и в целях саморекламы, конечно, что - обратите внимание! - реальному магу никогда не нужно, даже наоборот - настоящие маги как правило предпочитают оставаться в тени), что, мол, я - "практик", могу вам реально помочь, в отличие от "всяких теоретиков", которые много умного говорят, а сделать практически ничего не могут. Да и в вопросе вхождения в магию начинающему адепту регулярно предлагается (без малого почти что уже и предписывается) начинать изучение исключительно с практик (логика типа "сначала попробуй, а потом разберешься"). И начинающие, свято верящие в слова Великих Практических Магов "пробуют", регулярно вляпываясь при этом во все, во что можно вляпаться, после чего данное изучение магии нередко с успехом переходит в изучение какой-либо больницы (чаще всего психиатрической). Да и другим от подобных "пробников" нередко достается (типа "вы мне двойку поставили, а я вас со света сживу!"), благодаря чему большинство магов регулярно занимаются снятиями последствий от подобных "проб" (а это обычно агрессивные действия: сглазы, порча, проклятие, приворот и т.п.) - в результате чего возникает вопрос - а уж не для обеспечения ли себя постоянной оплачиваемой (не дешево, кстати) работой маги-практики советуют ВСЕМ начинать именно с практик? И, зачастую, ограничиваться только ими же? Вообще говоря, можно высказать предположение, что данная специфика разделения на теорию и практику в магии напрямую вытекает из всего лишь (увы!) сложившегося положения дел на рынке магических услуг и так сильно поляризована субъективным отношением по причине того, что, с одной стороны, на данном рынке многие не очень квалифицированные (или очень неквалифицированные) пытаются элементарно "сшибить деньгу", удобно прикрываясь в случае собственной неудачи (или вообще неспособности) "высокими истинами" о теоретической невозможности (запретности) нужного именно вам действия ("а денежки за консультацию оставьте, пожалуйста, секретарю, она вам скажет сколько"). А в качестве подтверждения собственной квалификации и значимости в мире магии подобные персонажи регулярно выпускают очень много "высокотеоретических" работ на самые разнообразные темы, которые настоятельно рекомендуется купить и (если пожелаете) прочитать "для лучшего понимания Великих Законов и причин именно вашего конкретного случая...". Понятно, что чтение подобной литературы способно отбить любые попытки разобраться в чем-либо самостоятельно, да и мнение к подобному "теоретизированию" формируется соответствующее и весьма однозначное. А другой стороны, рынок-то он и в магии рынок - вот и откликается он сиюмоментно на запросы большого количества потребителей, жаждущих от магии "практического решения насущных проблем" в своей более-менее неудачной жизни (а спрашивается, куда еще, кроме как в магию или религию, податься неудачнику или непобедителю в реальной жизни с гипертрофированным чувством собственной важности? "Вот стану магом - я им всем покажу..."). А раз дела у таких персон зачастую сильно "не фонтан", и денег, соответственно, не густо - то в первую очередь они обращают внимание на литературу, содержащую ПРАКТИКИ, а отнюдь не теорию. Действительно, ну зачем раскапывать в многочисленных толстых и, зачастую, противоречивых между собой томах неизвестно что (и непонятно зачем), если намного проще, прочитав тоненькую книжку, потыкать иголкой в куклу недруга, сплясать шаманский танец для начала денежного дождя, быстро приворожить лицо противоположного пола (зачем целых полгода напрягаться и за ним безответно ухаживать? - проще надо быть) или научиться отбирать чужую энергию (так как наращивать свою намного труднее бывает)? Вот, в итоге, и получается некое такое "обобщенное мнение" о том, что самое ценное в магии - практика и практики, а теория и теоретики - так, лишнее... И, соответственно, самой большой ценностью (т.е. товаром) становятся именно эти самые тщательнейшим образом оберегаемые от посторонних "реально работающие практики", за право изучения которых любому начинающему предлагается платить (как немалыми деньгами, так и иными способами, например, собственной энергией или последующей жесткой или полной зависимостью, созданной как для цели "чтоб не разболтал", так и еще некоторой иной, адепту чаще всего не сообщаемой...) - а теория, позволяющая РАЗРАБАТЫВАТЬ НОВЫЕ практики подрывает подобным "практикующим магам" саму основу их экономического благополучия, почему, наверное, и часты попытки с их стороны любым способом дезавуировать саму необходимость изучения теории (ну например, кто будет покупать дорогущую книгу чужих заклинаний, если по простеньким правилам, в общем объеме на одну страничку текста (см. P.S. в конце статьи), можно насочинять море своих собственных заклинаний, персонифицированных и поэтому работающих, в отличие от чужих, срабатывающих у конкретного читателя далеко не всегда). И, даже если не привлекать в качестве контраргумента широкоизвестное утверждение о том, что "практика без теории глупа" (не забывая, конечно, и о второй его части - "теория без практики мертва"), а всего лишь посмотреть на это, сугубо рыночное!, положение дел, то все равно становится понятно, что такое отношение к теории и практике в магии не очень хорошо соответствует критерию как "разумности", так и критерию "безопасности" - и этому есть немало подтверждений, как в последствиях от не очень продуманной практики (что особенно бывает страшно в случае ее проведения в группе, когда возникающий неконтролируемый резонанс способен одновременно "погасить" сознание уже не одного, а нескольких начинающих магов), так и в том, что "практиков" в магии весьма немало, а вот добиться стабильных магических результатов у своих учеников смогли почему-то считанные единицы. И уж совсем мало начинающих магов смогло вырваться из зависимости от мнения своих учителей или школ (которое они вынуждены каждый раз выспрашивать при любой нестандартной ситуации или попытке сделать что-либо новое) и продолжить свое обучение самостоятельно или в рамках иной традиции, нежели первоначальная (а последнее зачастую объявляется предательством со всеми вытекающими последствиями включая попытки лишение силы или наведения проклятия). А с другой стороны, кстати, обучение магии, основанное преимущественно на выработке практических навыков (с комментариями типа "теория будет потом, а сначала делать научись", "ты мне должен верить, я знаю что делаю", "лишнее знание - обессиливает" и т.п.) посредством, например, обязательного участия в массовых ритуалах, может содержать и крайне малоприятный (это еще мягко сказано) для ученика момент, а именно - подмену обучения магии подготовкой ученика всего лишь для реализации неких собственных целей "обучающего" мага (например, тренировки слепого подчинения, терпения, смирения и приятия всего на свете проводятся, нередко, для подготовки энергетического донора или же, что несколько хуже - для прикрытия мага "живым щитом" или же, что еще хуже - жертвы для элементарного жертвоприношения). В итоге, такое гипертрофированное отношение к практике в магии невольно вызывает в памяти выражение "человеческое, слишком человеческое", что еще одним косвенным образом показывает некоторую ненормальность такого положения дел. Кстати, как можно видеть на основе многих примеров из человеческой истории (в особенности из ее технологического периода), данная тенденция "не отягченной теорией" практики для скорейшего получения результата любой ценой (мотивов этому много: "мир не стоит на месте", "а то другие обгонят", "жизни не хватит", "после меня хоть потом" и т.п.), вообще говоря, отнюдь не нова, и примеров подобного немало (тот же Чернобыль). Какова ее причина - можно гадать довольно долго (начиная от идеи, что материя первична, а сознание вторично, ссылок на "звериные законы рынка" и заканчивая общими рассуждениями об изначальной "испорченности" человека), но очевидно то, что эта тенденция обеспечивает возникновение значительного количества проблем, начиная от недостаточной развитости компенсирующего технологический духовного потенциала человечества (как, кстати, и магического - фундаментальные исследования в магии - не правда ли, непривычно звучит?) и заканчивая элементарной нездоровой экологией (в том числе и магической). Что же касается магии, то здесь эта тенденция может оказаться довольно опасной (и не только для самого практикующего) - недаром ведь многие маги сравнивают магию по мощи с ядерным оружием, и, исходя из преимущественного пренебрежения большинством начинающих магов изучением этой самой теории магии, анекдот об обезьяне, распиливающей ядерную боеголовку ("а если взорвется, то у меня еще одна есть..."), может показаться совсем не смешным, а где-то даже и довольно мрачным... Не стоит также забывать, что магия обладает одним довольно неприятным свойством - регулярно подкидывать неожиданности - и если не иметь теоретических знаний о магии вообще и ее законах в частности (а также о планах реальности, свойствах сил и многое еще о чем), то маг, освоивший только ограниченный набор практик, весьма вероятно окажется в затруднительном положении, как только появится что-либо ему неизвестное (например, противодействие со стороны адепта иной традиции). А чтобы понять это неизвестное (и уж тем более - научиться им управлять или, на худой конец, ему противодействовать или просто его избегать, предсказывая появление) надо знать способы его изучения, свойства этих способов и критерии их применимости (а это - крайне абстрактная по отношению к практике область), хотя бы приблизительно представлять себе магическое устройство мира и т.п. - то есть, в данном случае, теория становится крайне необходимой. Может ли быть нужна теория для практиков? Этот, вроде бы неумный вопрос, к сожалению, не случаен - раз уж сложилась такая почти всеохватная традиция примата практики над теорией (и соответствующий ей менталитет у практикующих), то самоочевидные для некоторых "теоретиков" вещи приходится "адаптировать" на язык тех, для кого это не совсем очевидно (или совсем неочевидно). Задумайтесь на минутку, уж не из-за этой ли возвеличенной практики часты случаи подмены начального ознакомления с магической традицией в рамках какой-либо Школы скрытой инициацией (данный трюк, кстати, применяется для элементарного вампиризма или негласного подключения нового адепта к эгрегору - такое вот закулисное "жертвоприношение" новичка, небезвыгодное, вероятно, для "обучающего"). Вот и приходится умышленно раздражать читателя, утрировать или иронизировать - хотя бы просто для того, чтобы начинающие "практики" это прочитали - глядишь, элементарная идея этой статьи где-нибудь да и зацепится, заставит если уж и не задуматься, то хотя бы запомнить наличие возможности иного (хочется сказать - более сбалансированного) подхода... "А то все практикуют, практикуют, а потом люди пропадают..." в прямом и переносном смысле...
А теперь, после столь продолжительного вступления, в связи с неоднозначностью самого термина "теория" применительно к магии, стоит обратить особое внимание на то, ЧТО понимается в настоящем изложении под "теорией" - это не какое-либо "Совершенное Высшее Знание", полученное от соответствующих сил (и, в силу своего совершенства, неизменное); это не "Духовность", объединяющая этические критерии той или иной культурной среды или выражающая эстетическое восприятие объекта изучения, которые могут быть весьма занимательны, полезны и приятны, но к способам решения каких-либо нетрадиционных задач имеют весьма отдаленное отношение; и это не религиозный "морально-этический канон" или вытекающее из него что-либо подобное, зачастую выдаваемое за теорию адептами религиозной магии - здесь под теорией понимаются всего лишь общие универсальные закономерности магического мира и общие правила работы в магии - и ничего больше. И складывается эта теория, как правило, из объединенной совокупности всего, магу известного - и чем больше ему известно (и если есть у него опыт решения парадоксов) - тем точнее и действенней будет его теория. В рамках данных рассуждений стоит также отметить и разделение теории магии на Общую теорию и Частные концепции - Общая теория должна быть верна для любого из вариантов Частных концепций (объясняя их на ином, более высоком, уровне), которые, в силу значительности субъективного вклада, могут быть либо не сравнимы между собой, либо, что встречается чаще, противоречивы, и практически всегда - констационны, т.е. не способны учитывать иное или новое. Таким образом получается, что Общая теория магии максимально близка к понятию "теории" в науке, а Частная концепция - адекватно неоцениваемая с точки зрения теории познания (т.е. "ненаучна"). НО - эта самая Общая теория магии может дополняться и разрабатываться магом и самостоятельно, имейте это в виду... Еще одно принципиальное отличие Общей теории от Частной концепции - примат веры в истинности Частной концепции, считающийся необходимым для практики (мол, иначе ничего работать не будет), в Общей теории заменяется осознанной уверенностью (на основе эксперимента) в применимости этой теории, в которой вера теперь может породить только стагнацию развития, а научный принцип познания - сомнение - вызовет рассредоточение и уменьшение Собственной Силы мага (например, из-за ослабления концентрации и излишних отвлечений). Итак, возвращаясь к вопросу о практической пользе от теории в освоении магии, можно привести (специально для практиков) следующие несколько соображений о том, ЧТО может дать практикующему изучение и сопоставление (и, что немаловажно, самостоятельная доработка или разработка) разнообразных теорий магии: 1. Знание Частной концепции позволяет изучающему понять, чем он в данный момент владеет, что он еще может освоить и как это можно сделать - такая вот своеобразная карта магического мира отдельной традиции, на которой всегда помечено где путь есть, какой путь лучше, а где путь закрыт (и куда вообще не стоит соваться). Общая же теория оказывается способна не только показать ПОЧЕМУ в той или иной Частной концепции присутствуют именно эти разрешения и запреты, но и КАК их можно обойти, вырвавшись из двумерного мира Частной концепции в трехмерный мир Общей теории (да простится автору такая аналогия). Если же данное утверждение покажется кому-либо излишне умозрительным, то в ответ можно просто предложить попробовать самостоятельно обнаружить первые признаки наличия "третьего измерения" сопоставив, например, пару-тройку "несопоставимых", но действующих Частных магических концепций различных традиций - это неплохо тренирует мышление вообще и способно создать ту самую "осознанную уверенность" в самом факте существования этой самой Общей теории в частности... 2. Благодаря большему охвату рассматриваемых явлений (и их абстрагированию), нежели требуется для тех или иных практических нужд, Общая теория магии, обладающая информацией о большем количестве закономерностей, позволяет, например, осваивать магию на более слабом уровне Собственной Силы Мага: там, где практик, не знакомый, например, с методикой управления эгрегором, будет выжимать из себя всю свою последнюю энергию для какого-либо воздействия (рискуя, например, остаться без защиты или вообще без сил), теоретик, знакомый с этими методами контроля, обойдется мимолетным импульсом, которому подчинится энергетически более мощный эгрегор и уже он, под контролем мага, выполнит это требуемое энергоемкое действие. Не стоит забывать утверждение о том, что магия - это искусство поиска ключевого звена во всем, на что требуется воздействовать, дабы приложить свою силу именно к ключевому звену - таким образом минимизируется усилие, необходимое для выполнения действия, а поиск данного "ключевого звена" без обширнейших знаний (получить которые только практикой почти нереально - слишком много времени и сил может потребоваться) становится весьма затруднительным, если не невозможным. 3. Знание Общей теории и конкретных Частных теорий магических традиций дает возможность магу разбираться в мотивах и действиях школ других, нежели его, традиций - а это, зачастую, предотвращает силовой конфликт или же, в худшем случае, позволяет решить его "меньшей кровью". А для не слишком "продвинутых" практических школ это может позволить и ненавязчиво взять всю такую школу под свой контроль - ведь знание теории дает качественное, а не силовое, превосходство - подумайте, сможет ли кто-либо противостоять вашему управлению, если он даже не догадывается о самом факте возможности этого управления? 4. Знание Общей теории (дли даже просто Частной концепции) начинающим магом позволяет существенно экономить время и усилия при подборе и изучении весьма разнообразной сейчас магической литературы - таким образом сильно ускоряется процесс освоения магического искусства. А что касается знания Частных концепций, то их изучение позволяет получить желаемое многими начинающими магами - найти своего Учителя или влиться в Школу выбранного адептом направления магии - ведь в большинстве своем именно об этом говорится, что "ученик должен дозреть" до обучения. Ну а если маг уже знает основные закономерности мира магии, будет ли он изучать литературу, явно противоречащую им или же их не учитывающую (или же вступать в подобную Школу) - а, следовательно, и результативность практик, приведенных в этой литературе будет, что называется, увы... (а там ваши неуспехи объясняются, например, недолжным тщанием - и вы тщитесь, тщитесь, тщитесь - и долго! - а результата-то нет; помните - "заставь дурака богу молиться - он и лоб расшибет"...). 5. Наличие Общей теории позволяет не просто собирать "с миру по нитке" разрозненные куски работающих практик, зачастую противоречащие одна другой (или, что намного хуже, ослабляющие одна другую и вкупе - самого мага; или, что еще хуже, регулярно "подставляющие" мага под удар эгрегора другой школы и т.п.), а создавать свою собственную, универсальную или персонифицированную под себя магическую практику, которая, кстати, легко может положить основу и созданию собственной магической школы... 6. Знание принципа субъективности (не всеобщности) Частных магических концепций позволяет избежать их деструктивного воздействия на мышление и аксиоматику изучающего их мага другой школы (а такое действие весьма нередко - недаром мало кому практически удается освоить несколько магических традиций, а пробующие обнаруживают первым следствием этой пробы уменьшение собственных способностей), что, соответственно, делает процесс освоения магии более безопасным и предсказуемым, а мага - более осведомленным, и, следовательно - более сильным. Также, кстати, благодаря этому принципу, в магии (в отличие от чистой науки) крайне желательным является наличие развитого чувства юмора (серьезные могут просто не выдержать напряжения...), являющегося весьма неплохой защитой от деструктива. 7. Разработка собственной версии Общей теории магии очень способствует продвижению в практике, ибо в этом процессе неоднократно обнаруживаются ранее неизвестные закономерности, на основе использования которых легко добиться ранее совершенно не представляемого и невозможного - а именно это представляется наиважнейшим навыком мага, развить который "следуя традиции" практически невозможно, ибо традиционализм (не только в магии, конечно, а "вообще") в основном тренирует лишь память, а отнюдь не развивает способность к нестандартному мышлению и навыки решения не решаемого (помните, "я знаю, что эта задача не имеет решения, но я хочу узнать, как ее можно решить"). Представляете, какую "фору" может получить такой маг по сравнению с "простыми практиками"?
Напоследок, в первую очередь для технарей, изучающих магию, ну а также и для всех остальных интересующихся, хотелось бы еще отдельно рассмотреть некоторые основные отличия теории в магии от теории в естествознании (науке и технике) - дабы не возникало вводящей в заблуждение подмены понятия. Отличия эти, в основном, базируются на том, что в магии, в отличие от науки, рассматривается не столько объективный мир, сколько его смесь с субъективным миром каждого мага; кроме того, не стоит забывать, что в магии, для которой субъективность исследователя может оказаться зачастую и определяющей (почему, кстати, магию правильнее бы назвать искусством, а не непознанной областью науки - а научиться искусству, между прочим, намного труднее, нежели просто запомнить некий набор действий, что характерно для современного обучения), действуют некоторые неактуальные для науки правила, подходящие более идеализму, нежели существующему "де факто" в науке преобладанию материализма: А) В магии для одного и того же явления может существовать несколько верных (дающих возможность управлять и предсказывать) теорий (т.е. Частных концепций). Причина этому - субъективно-зависимое формирование событий (по логике "хотеть - значит мочь") - вспомните очень частые утверждения мистиков о том, что "если действительно веришь - сработает". Таким образом можно утверждать, что вопрос об единственности истины малосодержателен - истин много... Б) Описательная и предсказательная функции теории в науке в магии дополняются необходимостью формирования цельности в совокупности всех методик в рамках избранного направления (школы, традиции) магии - это увеличивает уверенность и, соответственно, Собственную Силу мага. В) В отличие от описательной беспристрастности теории в науке, в магии требуется еще и субъективный позитивизм теории - иначе возможна деструкция личности практикующего, использующего неприятную ему теорию - а так как "сколько людей - столько и мнений", то именно по этой причине формируются различные (до непримиримости) школы и традиции. Сила школы или направления напрямую зависит от осознаваемого адептами субъективного позитивизма и внутренней непротиворечивости используемой теории магии. Благодаря этому, кстати, в магии обессмысливается понятие "добра" и "зла"... Г) В теории магии невозможно добиться стабильности основ - мир магии изменчив и сильно субъективно зависим: кто-либо из магов всегда сможет вообразить (а, следовательно, и когда-нибудь создать) нечто, не вписывающееся в известные законы - и для описания этого неминуемо рождается новый закон. В данном случае теория напрямую способна строить мир, а не просто описывать его - это очень существенное отличие от логики "научного познания мира". В завершение следует обратить внимание читающего на тот факт, что изложенные рассуждения отнюдь не являются попыткой как-либо принизить значимость практики при освоении магии (ибо при освоении искусства практика однозначно необходима - она дает опыт "ощущения", формирует и нарабатывает "навыки" и "рефлексы", способствует нарастанию Собственной Силы мага, регулярно тренирует и вообще поддерживает его "в форме"), а преследуют лишь цель указать на необходимость всегда помнить и о второй неотъемлемой части магии - исследовательской и теоретической (т.е. во многом научной), тренирующей разум мага и позволяющей ему развиваться самостоятельно в постоянно меняющемся мире, без жесткой необходимости зависеть от какого-либо внешнего источника информации (пусть даже и от самых распрекрасных Учителей, Школ или даже богов) - таким образом, обобщая, можно еще раз сказать, что в магии критерием непреходящего успеха в деятельности и условием постоянного личного развития мага является необходимость синтеза равноправных и взаимосвязанных между собой теории и практики - точной науки в изучении и высокого искусства в воплощении.
Хочется надеяться, что изложенные рассуждения подтолкнут кого-нибудь к собственному анализу ситуации баланса приоритетов между теорией и практикой в изучении магии - и если это произойдет, пусть даже и не приведет к столь радикальным, как в этой статье, обобщениям, то основная задача данной статьи может считаться выполненной.
И напоследок, хочется пожелать всем читающим Удачи и Силы на их пути!
P.S. Правила составления заклинания (посреднический вариант: маг - посредник силы):
А) В заклинание должно входить (по порядку): 1 - определение конкретной действующей силы (сил) и взывание к ней. 2 - личная персонификация силы в себе и связывание себя с ней. 3 - утверждение (обоснование) наличия ценности действия мага для используемой силы. 4 - констатация персонального обладания требуемым результатом. 5 - благодарность силе (силам). 6 - резкое отпускание "да свершится", "да будет так" и т.п. 7 - (не обязательно) может быть встроено условие остановки или отмены (перед или в теле п.6) типа "и да свершается... пока..." Б) Все составляется только в НАСТОЯЩЕМ времени в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ форме (без использования отрицаний). В) Требуется ОЧЕНЬ четкий контроль смысла фраз - они должны быть прямыми, конкретными, без инотолкований и возможностей для неисполнения. Г) Желательно речитативная форма, белый стих или просто стихи, крайне желательна ритмика произношения. Д) Заклинание должно затрагивать эмоции и пробуждать нужные ассоциации автора - "цеплять" Е) Ритуальное оформление процесса по усмотрению (желанию) автора (см.пред. пункт) - заклинание можно произносить мысленно, шептать, читать, петь... Ж) При неоднократном произнесении заклинания (для усиления его действия) крайне важно не допустить никакого отличия (в тексте, ритмике, собственном состоянии и т.п.) от предыдущего раза
|